Как не задерживаться на работе?

Задержки на работе бывают по разным причинам. Виной этому форс-мажоры, внезапные и незапланированные дела или сверхсрочные проекты – другими словами, «задерживает» в основном работа, которая требует срочного выполнения, сегодня и сейчас.

Как правило, через время рабочий график нормализуется. Но если вы регулярно засиживаетесь в офисе, пора задуматься: а не пора ли поменять распорядок дня и отправиться домой ровно в 18.00?

7 причин почему вы задерживаетесь на работе

Вспомните, когда вы покидали офис в соответствии с рабочим графиком, «по звонку»? Что заставляет вас каждый раз задерживаться: необходимость или скрытые мотивы, которые известны только вам? Давайте посмотрим на причины со стороны. Итак, почему вы задерживаетесь в офисе?

1. Производственная необходимость. Это очень распространенная причина: важный проект, срочный отчет, критические ситуации, рабочие ЧП.

2. Некомпетентность. Этот пункт относится и к молодым сотрудникам, у которых нет достаточного опыта и знаний для выполнения задач, и к «старожилам» (при внедрении новшеств, изменений в компании). Задерживаясь на работе, они стараются получить дополнительные знания, которые пригодятся им в дальнейшей работе.

3. Трудовой «героизм». Желание сотрудника сделать больше, проявить инициативу, чтобы добиться продвижения в карьере.

4. Трудности в коммуникациях. Некоторым сотрудникам непросто работать в шумном офисе, особенно малообщительным и замкнутым особам. Оставаясь после работы, они комфортно работают в тишине, когда никто им не мешает.

5. Биологические ритмы трудоспособности. Некоторые люди хуже работают днем: их трудовая деятельность активизируется в вечернее время. Поэтому они не упускают возможности остаться после работы в офисе и поработать «на полную».

6. Экономический кризис. В нестабильные периоды человек боится потерять работу и старается показать свою необходимость компании, намеренно задерживаясь на рабочем месте.

7. Трудности в личной жизни или ее отсутствие. Помните главную героиню фильма «Служебный роман»? Она задерживалась на предприятии именно по этой причине.

25% российских работников привыкли к постоянным задержкам в офисе, причем почти ежедневно и допоздна. Охотнее задерживаются сотрудники в возрасте до 34 лет, преимущественно мужчины (около 29%). Женщины задерживаются на работе реже – около 23%.

1. 52 минуты труда и 17 минут отдыха

В ходе исследований австралийские ученые выявили, что человек, делающий короткие перерывы во время работы, лучше выполняет поставленные задачи. Небольшие паузы снижают уровень общего стресса, производимого на организм долгим трудом.

После перерыва сотрудник чувствует себя более расслабленным, отдохнувшим и настроенным на работу. Да, такие перерывы могут показаться нереальными при плотном графике и рабочей нагрузке. Тогда можно попытаться делать более короткие паузы, мысленно отвлекаться от дел или переключаться на другие занятия.

2. Освобождение от «завала» писем

Скопившиеся письма сильно отвлекают от дел, а привычка постоянно проверять почту и отвечать – еще больше. Установите часы, когда вы будете заходить в почтовый ящик и проверять корреспонденцию: лучше это делать утром, в середине дня и вечером. Важные переписки помечайте, чтобы они были на виду.

Читайте также:  Как найти нишу для бизнеса?

Если кто-то послал вам срочное письмо, он обязательно перезвонит и уточнит, получили ли вы его. Во всех остальных случаях просмотр почты может подождать. В среднем это экономит от двух до четырех часов рабочего времени.

3. Определите вашу индивидуальную продуктивность

Проанализировав свою трудовую активность на протяжении дня, вы без труда сможете понять, когда вам работается лучше всего. Постарайтесь именно в это время делать самые важные и сложные дела, а не посвящать его переписке или почте. Более легкие задачи оставляйте на периоды, когда чувствуете, что трудоспособность снизилась.

4. Планируйте задачи

Чтобы не оставаться после работы, заранее планируйте рабочий график. Займитесь самоорганизацией, заведите календарь, в котором будете помечать важные дела и приоритетные задачи. Определите, что сегодня важно, а что можно отложить. Приучив себя планированию, вы сможете управлять временем, везде успевать, а значит, не задерживаться на работе.

5. Не соглашайтесь на задержки «по умолчанию»

За час до окончания рабочего времени руководитель дает вам задачи, которые нужно выполнить «еще вчера»? Если компания следует трудовому законодательству, то смысла задерживаться нет, иначе это будет иметь пометку «ваше решение».

В таком случае на доплату можно не рассчитывать: вы же остались по собственной инициативе. Руководствуйтесь здравым смыслом и логикой. Отвечайте, что сможете начать сегодня, но закончите работу только завтра.

Если руководитель прямо попросит вас сделать это сегодня и сейчас, можете озвучить вариант доплаты или отказаться.

6. Разбавляем рутину

Если выполнять работу вам мешает шум, разговоры коллег или монотонный гул аппаратуры, лучший способ повысить продуктивность – обзавестись наушниками и сосредоточиться на задачах.

Однако психологи не рекомендуют устанавливать музыкальные композиции с текстом: слова песен будут отвлекать и мешать работе. Лучший вариант для повышения работоспособности и успокоения – прослушивание звуков природы: пение птиц или журчание рек.

7. Взаимный бартер

Бывает так, что в компании не соблюдается трудовое законодательство, а значит, доплаты за задержки вам не получить. Постарайтесь договориться о разумном бартере.

Да, вы остаетесь после работы, но в обмен на ваше время можно договориться о «личных днях», летних путевках, дополнительных часах, отгулах или выходных. Причем не так важно, соответствует ли компенсация вашим затратам.

Необходимо, чтобы руководство понимало, что вы не готовы перерабатывать «просто так» и задержки после работы не являются для вас нормой.

8. Это ваше право

Некоторые сотрудники, видя, как коллеги трудятся даже после окончания рабочего дня, испытывают неловкость и чувство вины за свой уход «по звонку». Но не стоит оставаться, потому что «это делают все». В конце рабочего дня не старайтесь «ускользнуть незаметно», словно школьник. Вы сделали свою работу сегодня и запланировали задачи на завтра? Можете спокойно уходить домой.

В последнее время стало популярным понятие «презентеизм», что означает снижение качества работы, несмотря на значительные временные затраты. Уже после двух часов непрерывного труда наша эффективность снижается, появляются ошибки из-за невнимательности и ухудшение работоспособности. Лучшее решение – отвлечься от работы, а еще лучше устроить 15-минутную прогулку на свежем воздухе.

Читайте также:  Способы того, как заработать школьнику

Но даже делая приятные перерывы и следуя всем пунктам собственного рабочего графика, работать по 20 часов в сутки нельзя. Отдаваясь работе целиком, вы рискуете ощутить полную несостоятельность в случае служебных неудач.

Следствие этому – усталость, депрессии, эмоциональное и профессиональное выгорание. Поэтому прислушивайтесь в своему организму, правильно планируйте рабочие задачи, победите «хронофаги» и научитесь разделять рабочие и личные часы.

Даже если вы трудоголик и очень любите свою работу, в жизни есть еще много увлекательных и приятных занятий.

Как перестать постоянно задерживаться на работе

Для многих бухгалтеров задержки на работе считаются чуть ли ни «нормой». Иногда, действительно, возникают форс-мажоры: в конце отчетного периода нужно «подбивать» данные, поступившие в последний момент. Но если вам приходится регулярно засиживаться в офисе допоздна, пора бить тревогу – и менять ситуацию. Как это сделать, не испортив отношений с руководством?

«Знать свою норму»

Вряд ли имеет смысл поднимать шум, если вы задерживаетесь на работе не чаще 1-3 дней в месяц при закрытии отчетного периода.

Как бы хорошо в компании ни была организована финансовая служба, все равно в конце месяца приходится срочно проводить хозяйственные операции последних дней или что-то исправлять до сдачи отчетности. Кто-то из коллег поздно принесет вам первичный документ, где-то в подсчетах обнаружится ошибка и т.п.

В этом случае задерживайтесь, но обязательно озвучивайте переработки перед руководством (главбухом или директором). Если в вашей компании соблюдается ТК, не стесняйтесь ставить дополнительные часы в ведомости для начисления зарплаты, даже если коллеги этого не делают.

Не оставаться «по умолчанию»

Во многих компаниях в бухгалтерии «принято» задерживаться. Как правило, в такой фирме главбух даже не попросит вас остаться (т.к. понимает, что этим он нарушит закон) – «просто» за пятнадцать минут до окончания рабочего дня даст вам большое задание, которое нужно выполнить «вчера».

Будьте осторожны: это ловушка. Получается, что задержаться на работе вы решили «самостоятельно», следовательно, работодатель вам ничего не должен. Значит, у вас не будет оснований просить ответных уступок, не говоря уже об оплате.

Что этому противопоставить? Делайте вид, что «не понимаете» намеков: «Хорошо, сегодня начну, а завтра продолжу». Если от вас молча ждут задержек, так же молча уходите домой, пока вас прямо не попросят остаться на переработку. Как только начальник озвучит свою просьбу, это даст вам возможность «поторговаться» или отказаться от сомнительной чести.

Избегать подробностей

Вы не должны чувствовать вину за то, что вовремя уходите с работы. Компания нанимает вас на 8-часовой рабочий – и платит вам зарплату именно за столько часов. Соответственно, ваша рабочая нагрузка не может превышать эту норму. Если у работодателя неправильно организован процесс бухучета или рассчитан объем заданий, то это уже проблема работодателя, а не ваша.

Читайте также:  Методы того, как заработать на Форекс

Поэтому ни в коем случае не объясняйте, почему вы уходите «так рано», когда все остальные сотрудники «сидят до упора». Если окружающие проявляют (неуместное) любопытство, отделайтесь кратким и неинформативным ответом.

«Уже уходишь?» — недовольно спрашивает коллега, завидуя вам из-за того, что сама не решилась сделать то же самое. «Да, надо бежать. До завтра» — спокойно и доброжелательно отвечаете вы, не вдаваясь в подробности и не объясняя, куда именно и почему вам так надо бежать.

Ты мне – я тебе

Старайтесь компенсировать переработки. Даже если в вашей компании не соблюдается ТК, и доплаты вам не получить, просите у руководителя что-то другое в обмен на ваши задержки. Отпрашивайтесь на долгий обед, просите «личные дни», оплату детского сада, путевку и т.п.

Поначалу не так важно, соответствует ли компенсация потраченному времени – гораздо важнее приучить руководство к мысли о том, что ваши дополнительные усилия должны вознаграждаться, а не считаться «нормой».

От третьего лица

В некоторых компаниях вас будут вынуждать задерживаться, угрожая увольнением, лишением премии и т.п. Это делается в расчете на то, что сотрудник побоится идти на прямой конфликт, опасаясь последствий.

Если вы не хотите портить отношения с директором или главбухом, то, отказывая ему, не ссылайтесь на свои права или закон – в компании, где не соблюдается ТК, такой аргумент будет звучать просто смешно.

Вместо этого найдите (или придумайте) причину, связанную с третьими лицами или «объективными обстоятельствами», например:

  • «муж не разрешает задерживаться на работе»
  • «мне нужно забирать и кормить ребенка, иначе он останется голодным»
  • «потом уйдет последняя электричка, и я не смогу добраться до дома»
  • «я заплатила за фитнес-клуб, и если пропущу, то эти деньги не вернут»

В этом случае обязательно подчеркивайте, что хотели бы остаться и помочь, но вам не позволяют «обстоятельства».

Усложнить «процесс задержания»

Если вас прямо просят задержаться «за бесплатно» и отказываются как-либо компенсировать переработки, сделайте этот процесс сложным для руководителя. Возможно, в вашей компании принято нарушать права сотрудников и элементарный здравый смысл.

Возможно, регулярные задержки в бухгалтерии давно уже стали нормой для ваших коллег. Но если вы думаете, что, позволяя себя эксплуатировать, сможете сделать карьеру, то, скорее всего, ошибаетесь. Если вы молча соглашаетесь, шеф будет воспринимать ваши задержки как должное, и, что еще хуже, перестанет вас уважать: люди не уважают тех, кто не умеет отказывать.

Приглядитесь к своему руководству и тем сотрудникам, которых недавно повысили в должности – с большой вероятностью среди них будет очень мало тех, кто постоянно задерживается на работе. Почему? Именно там, где сотрудникам навязываются наиболее жесткие требования, повышают и продвигают только тех, кто выделяются на фоне послушного большинства и знает, как защитить свои интересы.

Ссылка на основную публикацию