По данным Всемирного экономического форума, более трети навыков, которые работодатели по достоинству оценят в 2020 году, ещё в 2015-м считались не очень важными. Причина такой переориентации — скорость развития технологий.
Впрочем, эксперты полагают, что роботы не полностью заменят существующие профессии, а лишь возьмут на себя часть автоматизированных задач. Людям же, чтобы продолжать бодро двигаться по карьерной лестнице, придётся развить в себе больше человеческого.
10 главных навыков, которые будут цениться работодателями в 2020 году
Итак, вот какие навыки нужно прокачать к 2020 году.
1. Комплексное решение проблем
Этот навык делает профессионала не просто звеном в цепи коллег, винтиком в машине. Он позволяет обнаружить проблему, выявить её источник, понять, какие у происшествия могут быть последствия.
И главное, что специалист, обладающий этой способностью, может прогнозировать, какие потенциальные неприятности поджидают проект, и предотвратить их. По мнению экспертов, в 2020 году умение комплексно решать проблемы потребуется на 36% рабочих мест.
2. Критическое мышление
Технологии совершенствуются. В 2018 году искусственный интеллект впервые обошёл человека в Стэнфордском тесте на чтение и понимание прочитанного. Однако растущие возможности робототехники только увеличивают потребность в людях, которые могут критически мыслить.
Именно человек должен оценивать, насколько оптимально и этично используется технология и как её откалибровать, чтобы она приносила пользу.
3. Креативность
И снова новости из мира достижений искусственного интеллекта: разработка Microsoft научилась рисовать картинки на основе текстового технического задания. Очевидно, это только начало, поэтому потребность в простых исполнителях уменьшается.
Зато в творческих людях, которые будут генерировать идеи и нестандартно подходить к задачам, работодатели будут крайне заинтересованы. Об этом говорят и результаты опросов ВЭД: в 2015 году креативность была лишь на десятом месте в рейтинге востребованных навыков.
4. Умение управлять людьми
Важно не только умение координировать сотрудников компании и ставить задачи, но и методы, которыми человек это делает. В будущем работодателям нужны лидеры, которые способны мотивировать людей, развивать их таланты, создавать эффективные команды. Для этого требуются яркие человеческие качества, в ближайшее время недоступные роботам: харизма, обаяние и эмпатия.
5. Взаимодействие с людьми
Этот пункт только подчёркивают общую тенденцию важности социальных навыков в будущем. Набивший оскомину пункт из резюме «умение работать в команде» приобретёт решающее значение. Адаптироваться к новым знакомым, договариваться, сотрудничать, проявлять уместную заботу, не перекладывать ответственность с себя на товарища — всему этому придётся научиться, если хотите быть успешными.
6. Эмоциональный интеллект
Способность человека распознавать эмоции, мотивы окружающих и правильно на них реагировать, по мнению учёных, была ключевой для выживания в доисторические времена, так как позволяла уживаться с соплеменниками.
Люди давно вышли из пещер, однако эмоциональный интеллект до сих пор считается основным навыком для успешного функционирования в обществе. Грамотный отклик на реакцию человека поможет наладить отношения не только внутри коллектива, но и с клиентами и конкурентами. Да и вне работы пригодится.
7. Умение анализировать и принимать решения
Каналов получения информации становится больше, поэтому возрастает ценность сотрудника, который может систематизировать, анализировать полученные данные, а затем на их основе принимать оптимальное для компании решение. При этом скорость, с которой специалист делает выводы, будет одним из ключевых критериев оценки этого навыка.
8. Клиентоориентированность
Навык активного поиска путей для помощи кому-то и сейчас востребован в сфере услуг, где наиболее часто люди взаимодействуют друг с другом. Впрочем, стремление помочь окружающим будет необходимо и внутри коллектива, если принесёт выгоду всей команде.
9. Навык ведения переговоров
Умение улаживать разногласия, предлагать компромиссы, приводить участников переговоров к общей точке зрения, как предполагают, будет особенно востребовано в компьютерной и математической сферах, а также в областях искусства и дизайна.
10. Гибкость мышления
Специалисту придётся научиться обдумывать сразу несколько идей одновременно, идти не очевидным путём, а наиболее оптимальным, внедрять новую информацию и технологии в рабочий процесс. При общении с людьми будет цениться возможность осмыслять всё сказанное собеседником и корректировать линию поведения в зависимости от его личности.
Навыки расположены в том порядке, в каком, по мнению экспертов, они будут востребованы у работодателей. В рейтинге от 2015 года руководители компаний также поставили на первое место комплексное решение проблем.
Навык взаимодействия с людьми находился на втором месте, умение управлять людьми — на третьем, критическое мышление — на четвёртом, навык ведения переговоров — на пятом, клиентоориентированность — на седьмом, умение анализировать и принимать решение — на девятом, а креативность — на десятом.
Вместо эмоционального интеллекта и гибкости мышления в перечне самых востребованных навыков были контроль качества и умение слушать.
15 востребованных навыков в 2020 году
Исследования проводились с помощью огромной базы из 660+ миллионов специалистов и 20+ миллионов рабочих мест. Недавно мы рассказывали в другой статье про навыки, которые нужно изучить всем в 2020 году, ее тоже советуем прочитать.
Востребованные в 2020 году soft skills
Роль «мягких» навыков год от года только растет, и абсолютное большинство работодателей подтверждает — soft skills важны не меньше профессиональных навыков. Самые востребованные «мягкие» навыки в 2020 году такие:
1. Креативность
Речь идет не об умении придумать двадцать интересных тем для статей и навыках рисования. Точнее, не только об этом. Креативность — это умение мыслить нестандартно, искать необычные пути решения проблем, способность абстрагироваться от классических правил. Такой навык нужен абсолютно в любой профессии и его можно развить любому, если стараться.
2. Умение убеждать
Этот навык особо пригодиться тем, кто по работе общается с клиентами, но не только им. Навыки убеждения помогают отстаивать свою точку зрения, добиваться целей, защищать собственные интересы и увлекать за собой единомышленников. К тому же, умение убеждать отлично пригодиться при обсуждении повышения с начальником.
3. Навыки сотрудничества
Один в поле не воин, даже если он суперпрофессионал. Большие проекты можно создавать только в команде, а значит — нужно уметь договариваться и находить подход к каждому человеку.
4. Гибкость
Единственное, что неизменно — изменения 🙂 Рынок постоянно меняется, технологии устаревают и им на смену приходят новые — нужно уметь с этим жить и подстраиваться. Если научитесь адаптироваться к разным условиям и не стрессовать при каждом изменении — сильно поможете своей карьере.
5. Эмоциональный интеллект
Умение оценивать, верно интерпретировать и реагировать на эмоции людей — это и есть эмоциональный интеллект. Без него не обойтись в любой командной работе, где эмоции часто зашкаливают. У каждого человека индивидуальный диапазон настроений — важно понимать и чувствовать это.
Востребованные в 2020 году hard skills
Подавляющее большинство самых популярных среди работодателей навыков связано с технологиями и данными. Рекомендуем задуматься над этим, когда будете в следующий раз выбирать, какой бы онлайн-курс пройти. А пока представляем топ-10 hard skills в 2020 году:
1. Блокчейн
Внезапно впервые в этом году список возглавил блокчейн. Востребованность среди работодателей связана с относительно небольшим количеством специалистов в этой области. Если только выбираете, в какой сфере развиваться, подумайте о блокчейне — небольшая конкуренция и большой спрос.
2. Облачные вычисления
Сегодня многие компании создаются и работают в облаке. И им нужны таланты, которые помогут управлять технической архитектурой, проектированием и внедрением облачных систем.
3. Аналитическое мышление
Данные и аналитика — 100%-ный тренд последних лет. Компаниям нужны специалисты, которые смогут анализировать имеющиеся массивы данных, делать выводы и направлять компанию в нужную сторону на основе информации. Строя карьеру в аналитике, можно точно говорить о востребованности.
4. Искусственный интеллект
ИИ позволяет компьютерам «научиться» выполнять задачи, на которые неспособен человек, с помощью обработки больших объемов данных. А тем специалистам, которые умеют работать с ИИ, искусственный интеллект дарит возможность быть в карьерном топе. Если хотите самостоятельно разобраться в этих искусственно-интеллектуальных дебрях, можно начать с бесплатных онлайн-курсов.
5. UX-дизайн
С каждым годом интерес потребителей снижается и именно UX стоит на страже интересов бизнеса. UX-дизайнеры создают удобные и клиентоориентированные системы, которые помогают удерживать внимание и лояльность пользователей. Очень полезный навык!
6. Бизнес-аналитика
Этот навык впервые за много лет попал в топ-10 востребованных скиллов. В нынешнее время растет важность бизнес-аналитики, как умения укреплять бизнес на основе данных. Бизнес-ориентирование — один из главных трендов 2020 года.
7. Аффилированный маркетинг
По другому его еще называют партнерским маркетингом. Реклама и маркетинг — одна из самых быстро меняющихся сфер, в которой регулярно появляются новые инструменты. Сейчас на смену традиционной рекламе пришел аффилированный маркетинг с партнерскими постами в соцсетях и спецпроектами на сайтах.
8. Навыки продаж
Трудно представить компанию, которой совсем не нужны менеджеры по продажам. Этот навык в топе, потому что всегда нужны специалисты, умеющие грамотно провести продажу, работать с возражениями и общаться с разными по темпераменту людьми. Всем этим навыкам можно самостоятельно научиться при желании.
9. Научные вычисления
Этот навык относится к data science и архитектуре программного обеспечения. Компании нуждаются в профессионалах, умеющих разрабатывать модели машинного обучения и анализировать большие массивы данных с помощью Python, MATLAB и т.п.
10. Создание видео
Не ожидали? Между прочим, по оценкам в 2022 году на видео будет приходиться 82% мирового интернет-трафика, а еще видео — ключ к поколению Z. Это значит, что специалисты, создающие видеоконтент, точно будут востребованы в ближайшие годы.