Пошаговая инструкция о том, как закрыть ООО

По разным обстоятельствам предпринимателю нередко требуется ликвидировать свою компанию. Подобная процедура имеет множество особенностей и представляет собой длительный процесс, сопряженный с различными трудностями. Выяснив, как закрыть ООО самостоятельно, можно на законных основаниях закончить деятельность предприятия.

Прежде, чем более подробно ознакомиться с процессом ликвидации в 2020 году, необходимо изучить основные причины, по которым может потребоваться закрыть предприятие. Подобная потребность может возникнуть из-за широкого спектра обстоятельств, оказывающих существенное влияние на его работу.

Причины закрытия ООО

Как закрыть ООО в 2020 году: руководство, пошаговая инструкция и образцы документов

К числу наиболее распространенных причин целесообразно отнести:

  • необходимость изменения вида деятельности;
  • прекращение работы;
  • соответствующее решение собственника;
  • реструктуризация;
  • банкротство.

Согласно действующему законодательству, учредители ООО имеют полное право сменить тип деятельности, однако процедура внесения подобных изменений довольно долгая и сложная, в связи с чем, может потребоваться ликвидировать предприятие и создать новое

В подобном случае, после успешного закрытия, будет осуществлена повторная регистрация ООО. Кроме того, закрытие компании является необходимым требованием при прекращении работы предприятия

Наиболее распространенной причиной, по которой возникает потребность в проведении подобной процедуры представляется банкротство. В подобных случаях, ликвидации предшествует процедура банкротства, по завершении которой, компания перестает существовать.

Способы ликвидации

Разобрав основные причины, по которым может потребоваться закрытие ООО, необходимо более подробно изучить основные способы, с помощью которых можно на законных основаниях ликвидировать предприятие. Законодательство предусматривает возможность осуществления процедуры сразу несколькими способами, что предоставляет предпринимателям варианты для выбора.

Выделяют 2 основных метода ликвидации — традиционный и альтернативный, которые существенно отличаются друг от друга. Первая представляет собой классический вариант, не предусматривающий возможности снижения рисков со стороны налоговых структур.

Подобный процесс идеально подойдет в том случае, если компания имеет возможность выполнить все взятые на себя обязательства, а также погасить имеющие долги перед кредиторами и контрагентами.

Альтернативный вариант предполагает выполнение ряда действий, в результате которых, предприятие перестает существовать. Основным отличием от классического метода в данном случае, выступает перечень манипуляций, посредством которых удается закрыть ООО. К их числу следует отнести:

  • смена учредителей, либо существенное изменение их состава;
  • смещение генерального директора и назначение на его должность другого лица;
  • реорганизация/ликвидация компании посредством присоединения или слияния.

В большинстве случаев, настоятельно рекомендуется придерживаться классического порядка действий, что позволит минимизировать риски, связанные с нарушением установленного законодательством регламента.

Необходимые документы для закрытия ООО

В процессе закрытия ООО, предпринимателю может потребоваться внушительный список документации, с которым следует ознакомиться заранее. Наличие всех необходимых бумаг позволит значительно ускорить процесс, избежать проблем, задержек, даст возможность добровольно ликвидировать компанию.

Перечень документов, которые потребуются для подобной процедуры, устанавливается действующим законодательством и включает следующие бумаги:

  • протокол/решение о ликвидации, подписанный всеми учредителями;
  • утверждение промежуточного баланса по форме 15001, а также уведомление о нем;
  • уведомление, подтверждающее назначение ликвидатора, либо соответствующей комиссии;
  • сообщение по форме с-09-4 о принятом решении;
  • бумаги, подтверждающие факт уведомления кредиторов об осуществляемой процедуре;
  • ликвидационный баланс и решение о его утверждении;
  • заявка на регистрацию в статусе ликвидированной фирмы.
Читайте также:  Как получить автокредит с господдержкой?

Подобный перечень включает непосредственно документы, используемые в процессе ликвидации. Однако, с этой целью предпринимателю также может потребоваться предоставить документацию, содержащую информацию о компании, подтверждающие её регистрацию в госреестре и другие бумаги.

Как закрыть ООО в 2020 году: руководство, пошаговая инструкция и образцы документов

Пошаговая инструкция

Процесс ликвидации любой компании представляет собой весьма трудную и длительную процедуру, правильное выполнение которой является гарантией легального завершения работы предприятия. Для того, чтобы не допустить ошибок, способных увеличить продолжительность ликвидации, следует придерживаться пошаговой инструкции.

Она включает в себя несколько этапов, среди которых, следует упомянуть:

  1. Принятие соответствующего решения.
  2. Формирование комиссии.
  3. Публикация сведений о ликвидации.
  4. Уведомление кредиторов.
  5. Создание ликвидационного баланса.
  6. Передача документации налоговым структурам.
  7. Получение свидетельства об успешном закрытии компании.

Принятие решения фиксируется посредством протокола, который обязательно подписывают все учредители, если их несколько. Затем, требуется назначить кого-либо на должность ликвидатора, после чего сообщить об этом в налоговую, а также госреестр.

В его полномочия входит уведомление кредиторов, погашение задолженностей и прочие действия от лица компании. При закрытии также потребуется уведомить кредиторов о прекращении деятельности и выплате всех имеющихся обязательств. При этом, будет организована выездная проверка налоговых органов, что позволит выявить сокрытие доходов, а также прочие противоправные действия.

Затем ликвидатору следует приступить к формированию промежуточного баланса, который содержит сведения об имуществе компании и текущих обязательствах. Его утверждение обязательно должно быть заверено нотариально.

Заключительным этапом представляется составление итогового нулевого баланса, а также передача всей собранной документации в налоговые структуры. После этого, будет выдано свидетельство, подтверждающее факт легального прекращения деятельности компании.

Порядок добровольной ликвидации ООО в 2020 году пошаговая инструкция

Как закрыть ООО в 2020 году: руководство, пошаговая инструкция и образцы документовЛиквидация общества с ограниченной ответственностью подразумевает прекращение деятельности общества без перехода прав и обязанностей в случае правопреемства к другим лицам, путем снятия с регистрации и учета в соответствующих органах.

Срок ликвидации ООО достаточно длительный и в среднем занимает около пяти месяцев. Пошаговая инструкция будет полезна для самостоятельной процедуры ликвидации ООО в 2020 году, так и для общего ознакомления и понимания сложности процесса.

Причины для ликвидации ООО

Причины в необходимости ликвидации ООО разнообразны. В основном это связано с невозможностью компании продолжать вести коммерческую деятельность с последующим завершением работы фирмы на добровольной основе, прекращение исполнения обязанностей перед своими кредиторами с последующим банкротством или когда третьи лица принимают решение принудительно ликвидировать ООО через суд.

Рассмотрим пошаговую инструкцию как ликвидировать ООО самостоятельно, по шагам разберем все этапы добровольной ликвидации ООО, которые вам необходимо будет пройти для осуществления данной процедуры.

1 этап, принятие решения о ликвидации компании

Кто принимает решение о ликвидации предприятия? На общем собрании участников общества или по решению единственного участника принимается решение о ликвидации ООО. На этом же собрании принимается решение о назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии. Орган по ликвидации должен быть указан в Вашем уставе.

Читайте также:  Как построить эффективность продаж?

После начала ликвидации к ликвидатору или ликвидационной комиссии переходят все полномочия по дальнейшим действиям компании, в том числе право распоряжения денежными средствами компании.

Ликвидатор отвечает за выполнение всех этапов ликвидации, а также получает все полномочия руководителя, такие как право подписи и печать. Ликвидатором можно назначить генерального директора ООО, одного из учредителей или третье лицо.

Комиссия должна состоять минимум из трёх человек. Как правило, в комиссию включают действующего руководителя, бухгалтера и ещё одного сотрудника компании. Один из членов комиссии назначается председателем ликвидационной комиссии. Председатель также как и ликвидатор отвечает за выполнение всех этапов ликвидации и также получает все полномочия руководителя.

Данная информация фиксируется в протоколе общего собрания или в решении о ликвидации. После необходимо подготовить уведомление о ликвидации юридического лица для налоговой по форме заявление Р15001, далее ликвидатор должен заверить форму у нотариуса и подать в налоговую.

Стоимость — 29 000 руб. (расходы на нотариуса, госпошлину, публикацию в Вестник включены в указанную стоимость, без дополнительных платежей)   Срок ликвидации — 4 месяца

Все документы необходимо подать в регистрирующий орган, если ликвидация ООО осуществляется в Москве, то подать необходимо в ИФНС 46 в течение 3 дней. Заявителем при подаче данных сведений является ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.

Подать можно лично, по нотариальной доверенности или подать электронно с применением ЭЦП, которое необходимо выпускать на ликвидатора. При электронной подаче отсутствует необходимость в заверении заявления у нотариуса и оплаты госпошлины при последующих этапах.

В налоговую инспекцию необходимо подать следующий комплект документов:

  •  решение о ликвидации ООО;
  •  уведомление о закрытии юридического лица по форме №Р15001, которое обязательно должно быть заверено у нотариуса или подписано ЭЦП ликвидатора.

Через пять дней с момента подачи в ФНС в ЕГРЮЛ вносится информация о том, что ООО находится в процессе ликвидации.

2 этап, уведомление фондов ПФР и ФСС и ФНС

В течение 3 дней с момента принятия решения о закрытии ООО необходимо уведомить об этом Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ, для этого потребуется подготовить уведомления и будет не лишним лично отвезти их в фонды, так как сотрудники фондов перед тем как поставить отметку о принятии уведомления укажут вам ваши недочеты, если есть задолженности или не сданная отчетность, то потребуется исправлять недочеты.

В территориальной ФНС где ООО стоит на учете необходимо запросить акт сверки и уточнить вся ли отчетность сдана.

3 этап, публикация в журнале «Вестник государственной регистрации»

После успешной регистрации первого этапа в налоговой необходимо в журнал «Вестник государственной регистрации» разместить публикацию о ликвидации ООО, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами составляющий два месяца с момента публикации.

В данный журнал попадают сведения о всех ликвидирующихся, обанкротившихся компаний. Для публикации в «Вестнике» потребуется подготовить:

  •  Бланк-заявка на публикацию (2 экз.);
  •  Сопроводительное письмо (2 экз.);
  •  Копию лист записи ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации;
  •  Решение о начале ликвидации, назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии;
  •  Подтверждение оплаты за публикацию (квитанция, приходный ордер, чек). Средняя стоимость размещения одной компании в журнале «Вестник государственной регистрации» составляет 3 000 рублей.
Читайте также:  Инструкция о том, как нанять сотрудника

Готовые документы необходимо подписать, проставить печать организации и можно отвезти в редакцию или подать электронно, подписав документы электронной подписью ликвидатора.

4 этап, уведомление кредиторов

Организация обязана уведомить в письменном виде о начале процедуры ликвидации всех своих кредиторов, поэтому ликвидатор определяет список кредиторов и уведомляет их о ликвидации общества, если такие имеются.

У организации должны остаться доказательства уведомления кредиторов. Поэтому будет удобнее отправить уведомления почтой России заказными письмами с уведомлением о вручении, либо курьером, который обязательно должен получить подпись лица, получившего уведомление.

Помимо уведомления кредиторов о начале процедуры закрытия ООО, комиссия по ликвидации должна провести инвентаризацию всех фондов компании, погасить всю имеющуюся задолженность перед бюджетом. Для подтверждения отсутствия задолженности перед государственными органами вам необходимо провести сверку расчетов с бюджетом.

5 этап, подготовка и подача промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс подается в налоговую инспекцию не раньше, чем через 2 месяца, после публикации в журнале «Вестник».

Промежуточный ликвидационный баланс нельзя подавать, если в отношении вашего ООО ведется судебное дело или вас проверяет выездная налоговая проверка. Так же рекомендуется до момента подачи промежуточного баланса погасить всю имеющуюся задолженность, т.е. в вашем балансе должна отсутствовать кредиторская задолженность.

Заявителем промежуточного баланса является ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии. Документы необходимые для подачи промежуточного ликвидационного баланса в налоговую:

  •  Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (1 экз.);
  •  Уведомление по форме Р15001 в одном экземпляре (утверждение промежуточного баланса), заверенное нотариально или отправить электронно;
  •  Промежуточный ликвидационный баланс (необязательно).

6 этап, завершающие расчеты компании

На этом этапе вам необходимо уволить — рассчитать всех сотрудников компании. Выплаты производятся в следующем порядке:

  •  заработная плата, отпускные, компенсационные выплаты и пособия работникам;
  •  долги перед бюджетом и внебюджетными фондами;
  •  итоговый расчет по налогам;
  •  сдача отчетных документов и деклараций в налоговые органы и иные инстанции;
  •  снятие с регистрационного учета в Фонде социального страхования и в Пенсионном фонде.

7 этап, подготовка и подача ликвидационного баланса в налоговую

После окончательных расчетов с персоналом, погашения всех имеющихся задолженностей, вам необходимо подать подготовить ликвидационный баланс.

Одновременно с подготовкой баланса вам необходимо:

  •  распределить активы компании между участниками в соответствии с долями;
  •  оплатить госпошлину за ликвидацию компании через расчетный счет ООО;
  •  закрыть все расчетные счета и получить справки банка об их закрытии;
  •  составить акт по уничтожению печати.

Документы необходимые для подачи ликвидационного баланса и окончательной процедуры ликвидации ООО:

  •  Заявление по форме № Р16001;
  •  Решение об утверждении баланса;
  •  Документ об оплате госпошлины (при подаче электронно пошлина не оплачивается).

В течение 5 дней с даты подачи указанного набора документов налоговая инспекция обязана выдать лист записи о прекращении деятельности юридического лица.

Ссылка на основную публикацию