Как применяются тризы в бизнесе?

В технике есть хороший метод, который позволяет «по науке» изобретать и улучшать предметы от колеса до компьютера и самолета. Называется он ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ я немного изучал в МИФИ, а потом посещал курсы Александра Кудрявцева в Бауманке.

Основы ТРИЗ сформулировал Генрих Альтшуллер в средине 20-го века. Он его вывел на основе анализа тысяч патентов и изобретений. С тех пор метод применяют во всех конструкторских бюро, отделах R&D компаний Intel, Samsung и т.д. В конце 20-го века ТРИЗ стали применять и к бизнес-системам.

Триз и 12 законов развития бизнеса

Я решил продолжить этот тренд и провести некоторые параллели с развитием интернет-проектов. За основу взял законы развития технических систем (один из разделов классической ТРИЗ).

Помимо ТРИЗ есть ряд других теорий и моделей, в которых описаны «законы развития систем». Вот список самых достойных теорий и их авторов в хронологическом порядке:

  • Георг Гегель. 3 закона диалектики. 1 -закон единства и борьбы противоположностей, 2 — закон перехода количества в качествоб 3- закон отрицания отрицания.
  • Карл Маркс. Законы развития социально экономических-систем.
  • Чарльз Дарвин. Законы эволюции биологических систем.
  • Генрих Альтушеллер. ТРИЗ. Законы развития технических систем.
  • Побиск Кузнецов. Законы роста свободной мощности для всевозможных систем (физических, биологических, социальных и т.п.)

Закон №1 развития по S-образной кривой

Первый закон гласит: в процессе развития изменение главных параметров системы происходит таким образом, что графики временной зависимости этих параметров имеют S-образный вид.

Короче, у любой бизнес-системы есть время роста и затухания. И хотя в бизнес-планах у всех стартапов на графиках показан «бесконечный рост» — в жизни все происходит иначе. По факту любые бизнес-системы со временем угасают, уступая место другимЗная текущую стадию, можно достаточно предсказывать когда текущая платформа/технология «загнется» и на ее место прийдет другая.

Тот же самый S-образный закон только в профиль, можно представить в виде 4-х «квадрантов», где любой товар/продукт/услуга развивается по примерно похожему циклу. Сначала это дорогой, сложный проект, далее он упрощается и становится дешевым массовым.

На примере истории компьютеров:

  • 1970-е дорогие мейнфреймы, компьютеры под заказ лабораторий и государства
  • 1980-е начали появляться компьютеры для разных целей: для науки, для бизнеса, для персонального пользования. Игроки специализируются по нишам. IBM — бизнес, Apple — креативные профессии.
  • 1990-е персональные компьютеры окончательно стали стандартным продуктом, но все еще не массового пользования. Игроки конкурируют по производительности, начинке, размерам.
  • 2000-е персональные комьпютеры стали предметом массового пользования, игроки конкурируют только по цене.

Когда вы делаете свой проект/продукт критически важно не промахнуться с «квадрантом». Иначе можно сделать либо «то что уже рынок давно прошел» — отсталый вариант, либо то, что рынку еще не нужно (слишком преждевременная услуга)

Закон №2 Полнота частей системы

Второй закон говорит нам: Необходимым условием принципиальной жизнеспособности системы является наличие и минимальная работоспособность основных четырех частей системы:потребитель энергии, источник энергии, проводник энергии и орган управления.

Закон №3 «энергетическо-информационная проводимость» системы

Необходимым условием принципиальной жизнеспособности системы является сквозной проход энергии и информации по всем частям системы. Следствие из закона 3. Чтобы часть системы была управляемой, необходимо обеспечить энергетическую и информационную проводимость между этой частью и органами управления.

В применении к проектам — это означает наличие честных ежедневных коммуникаций. В случае если коммуникации нарушены, или они искажены (ложь, недоверие и т.п.) — система распадается.

Читайте также:  Что такое репутационные риски?

Закон №4 согласования ритмики частей системы

Необходимым условием принципиальной жизнеспособности системы является согласование ритмики (частоты колебаний, периодичности) всех частей системы.

Это требование говорит о необходимости общего пространства (офиса или виртуального места — группы в fb и т.п.) и общего рабочего времени. Например, что команда работает ежедневно с 10.00 до 19.00 и по пятницам устраивает трекшн-митинг.

Без этих простых регулярных процедур, создающих общий ритм и темп, команда не способна работать продуктивно. У одних стартапов HADI-цикл 2 дня, у других 2 месяца.Первые в 100 раз эффективнее из-за более согласованной работы.

Как ни крути, вся история человечества подтверждает тот факт, что дисциплинированная группа людей даже со средними способностями, всегда победит группу недисциплинированных интеллектуалов.

Закон №5 увеличения степени идеальности системы

Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности. Это самый сильный закон в ТРИЗ. И его стоит хорошо прочувствовать.

Под идеальной понимается такая система, которой нет, а функции выполняются.Система, которой нет — а ценность доносится с минимальной себестоимостью. Инвестиций и затрат нет, а выручка генерится.

Это абстракция — но она позволяет задавать верный вектор развития. Иногда формулируется так, что некий элемент X, который уже есть в системе — сам выполняет функцию не усложняя системы. Как кот из «Алисы в Стране Чудес» — кота нет, а улыбка есть.

Идеальный сайт — которого нет, разработок нет, а функции полностью выполняются (там есть и трафик и продукты) — продажа через платформы где уже есть и товары и трафик и прием платежей — Instagram, группы FB, Avito

Идеальный сервис по поиску туров за границей?Одна кнопка на телефоне «хочу за-границу, вот деньги — сделайте красиво». И он подбирает 100 вариантов по оптимальным параметрам. Идеальный сервис для такси? Кнопка — хочу из А в Б и он тебя отвозит: Uber.

Производственный пример: предприятие, которое имеет ноль запасов, цикл производства равный нулю, выпускает бесконечный ассортимент продукции, уровень сервиса 100% и имеет бесконечную производительность. Такого не существует, но этот образ помогает принимать правильные решения.

Понятие идеальной системы позволяет без блужданий сразу сузить поиск и попасть в область сильных решений.

Например, между двумя производственными участками, которые работают по принципу «выталкивания», (то есть тот, кто выпустил продукцию, передает ее следующему участку и засчитывает себе выполнение), с крупными партиями (для минимизации переналадок) и сдельной оплатой труда (для максимизации производительности) часто обнаруживается брак. Спрашивается, как решить проблему?

Обычно решение (которое встречается на 80% предприятий) заключается в том, чтобы поставить контролера качества и штрафовать виновных. Но это очень слабое и неэффективное решение. Идеальный результат должен звучать следующим образом: участки должны сами предотвращать брак.

И тут же появляется сильное решение (Тойота): система вытягивания (pull), штучные партии, остановка конвейера в случае брака, быстрые переналадки и повременная оплата труда основных рабочих.

Закон №6 неравномерности развития частей системы

Развитие частей системы идет неравномерно через преодоление противоречий; чем сложнее система, тем неравномерное развитие ее частей и сильнее противоречия.

Обычно любое развитие происходит по следующему сценарию. Одна из частей бизнес-системы изменяется быстрее, чем остальные (как правило маркетинг) в результате чего возникает противоречие между этой частью и остальными. Разрешая противоречие (а не избегая его) система переходит на новый уровень развития.

Читайте также:  Какие критерии оценки работы сотрудника?

Основная мысль — нужно научиться обострять противоречия(!), а не избегать или «замыливать».Они основа развития. Для начала их нужно научиться видеть и формулировать.

Приведу несколько примеров по следующей логической схеме:

  • Начальное состояние системы. Продажа купонов на скидку для привлечения клиентов в локальные рестораны, салоны красоты и т.п.
  • Фактор воздействия. С ростом числа подписчиков от 1 тыс. до 1 млн. в 1-м городе, ежедневные рассылки все больше похожи на спам и стреляют из «пушки по воробьям».
  • Кризис (Противоречие). Если делать рассылку персонифицировано (под интересы людей) то общие продажи падают, так как нет «спонтанных покупок» (а это — основа бизнес-модели) , человек получает только то, что ожидает. А если оставлять «спонтанные покупки», то человека заваливает сотней нерелевантных предложений и воспринимается как спам.Противоречие: в рассылке должно быть то, что тебе не нужно (1000 акций в городе) и в рассылке должно быть то, что тебе нужно (1 акция специально под твои интересы ).
  • ИКР: некий элемент X, не усложняя систему и сохраняя «спонтанность»доносит тебе предложения, которые ты сам ищешь.
  • Область конфликта: скидки «выталкиваются» — рассылаются по базе vs. скидки вытягиваются и человек их сам хочет и ищет.
  • Способы разрешения конфликта: разнесение в пространстве. Тебе предлагается скидка не там где ты ее не ждешь (во время email), а там где ты ее сам ищешь в момент оплаты.
  • Решение: когда ты обедаешь в ресторане, официант у тебя спрашивает, а у вас есть купон? И тут ты можешь зайти в свой телефон, где-то быстро найти и предъявить его. Или когда в интернет-магазине, ты доходишь до момента оплаты и видишь поле «промокод», начинаешь его сам искать в интернете, в Яндексе и др.
  • Новое состояние. Создается площадка, на которой размещаются бесплатные купоны на скидку и при этом тебе туда напоминают каждый день зайти в момент, когда ты расплачиваешься. Площадка зарабатывает на лидогенерации + отслеживании поведения покупателей в офлайне и продаже этих данных крупным компаниям, брендам.

Пример в производстве:

  • Начальное состояние системы. Предприятие работает как опытно-конструкторское производство.
  • Фактор воздействия. На рынке появились конкуренты, которые делают аналогичную продукцию, но быстрее и дешевле при том же качестве.
  • Кризис (Противоречие). Чтобы делать быстрее и дешевле, необходимо выпускать максимально стандартизованную продукцию. Но, выпуская только стандартизованную продукцию, предприятие теряет рынок, так как может производить лишь небольшое число стандартных позиций.
  • Разрешение кризиса происходит по следующему сценарию:
  • Правильная формулировка идеального конечного результата (ИКР) – предприятия производит бесконечно большой ассортимент продукции с нулевыми затратами и мгновенно;
  • область конфликта: стыковка продаж и производства: для продаж должен быть максимальный ассортимент, для производства — один вид продукции;
  • способы разрешения конфликта: переход от макро- к микроуровню: на макроуровне — бесконечное разнообразие, на микроуровне – стандартизация;
  • решение: максимальная стандартизация и упрощение в производстве — несколько стандартных модулей, которые могут собираться в большом числе комбинаций для клиента. В идеале конфигурирование клиент делает сам для себя, например через сайт.
  • • Новое состояние системы. Производство небольшого числа стандартизованных модулей и конфигурирование под заказ самим же клиентом. Примеры: Тойота, Икея, Лего.

Закон №7 перехода в надсистему (моно-би-поли):

  1. исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве одной из частей; при этом дальнейшее развитие идет уже на уровне надсистемы.
  2. Телефон с функцией звонка — > Телефон с функцией звонка и смс -> Телефон как чать экосистемы подключенной к AppStore (iphone)
  3. Еще пример, вхождение предприятия в цепочку поставок или холдинг и развитие на новом уровне.
  4. одна компания — две компании — управляющая компания.
  5. один модуль — два модуля — ERP система
Читайте также:  Что входит в понятие рекламы?

Закон №8 перехода с макроуровня на микроуровень:

  • развитие частей системы идет сначала на макро, а затем на микроуровне.
  • Телефон->Сотовый телефон->Чип в мозгу или в контактных линзах.
  • Сначала ищется общее ценностное предложение и делаются продажи, а после оптимизируется «воронка продаж» и каждый шаг воронки продаж, а так же микродвижения и клики пользователей.

На заводах начинают с синхронизации между цехами. Когда этот ресурс оптимизации исчерпан, производится внутрицеховая оптимизация, далее переход на каждое рабочее место, вплоть до микродвижений операторов.

Закон №9 перехода к более управляемым ресурсам

Развитие систем идет в направлении управления все более сложными и динамичными подсистемами. Есть знаменитая фраза Марка Андерсена — «Software is Eating the World» (софт съедает планету). Сначала управление компьютерами осуществлялось на уровне «железа» (hardware) — электронные реле, транзисторы и т.п.

Далее появились низкоуровневые языки программирования типа Assembler, далее языки более высоких уровней — Fortran, C, Python. Управление не на уровне отдельных команд, а на уровне классов, модулей и библиотек. Начала оцифровываться музыка и книги. Позже компьютеры подключились в сеть.

Далее к сети подключились люди, телевизоры, холодильники, микроволновки, телефоны. Начал оцифровываться интеллект, живые клетки.

Закон №10 законы самосборки

Уход от систем которые нужно детально создавать, продумывать и контролировать. Переход к «самособирающимся» системам

4 правила самосборки:

  1. Внешний непрерывный источник энергии (информации, денег, людей, спрос)
  2. Примерное подобие элементов (блоков информации, типов людей)
  3. Наличие потенциала притяжения (людей тянет общаться друг с другом)
  4. Наличие внешнего перетряхивания (создание кризисов, прекращение финансирования, смена правил)

По такой схеме из ДНК происходит самосборка клеток. Мы все — результаты самосборки.Стартапы вырастают в крупные компании так же по законам самосборки.

Небольшие и понятные правила на микроуровне выливаются в сложное организованное поведение на макроуровне. Например, правила дорожного движения для каждого водителя выливаются в организованный поток на трассе. Простые правила поведения муравьев выливаются в сложное поведение всего муравейника.

Создание каких-то простых законов на уровне государства (повышение/понижение налогов, % по кредитам, санкции и т.п.), меняет конфигурацию многих компаний и отраслей

Закон №11 повышение свернутости системы

Функции, которыми никто не пользуется — отмирают. Функции объединяются:

  • Правило свертки 1. Элемент может быть свернут, если нет объекта выполняемой им функции. Стартап может быть закрыт, если не найден клиент или ценностное предложение.По этой же причине по достижению цели — система распадается.
  • Правило свертки 2. Элемент может быть свернут, если объект функции сам выполняет эту функцию. Агентства по туризму могут быть закрыты, так как клиенты сами ищут туры, бронируют билеты, покупают путевки и т.п.
  • Правило свертки 3. Элемент может быть свернут, если функцию выполняют оставшиеся элементы системы или надсистемы.

Закон №12 закон вытеснения человека

Со временем человек становится лишним звеном в любой развитой системе. Человека нет, а функции выполняются.Роботизация ручных операций. Вендинговые автоматы самовыдачи товаров и др.

С этой точки зрения, возможно зря Элон Маск пытается заселить Марс людьми путем физической транспортировки. Это долго и дорого. Скорее всего колонизация будет происходить информационным путем.

Ссылка на основную публикацию