Как происходит электронное обучение?

Интересы современного бизнеса требуют налаживания эффективного и непрерывного процесса обучения сотрудников компании для освоения ими новых знаний и бизнес-процессов.

Используя традиционные, академические формы обучения с отрывом от работы, добиться поставленных целей в большинстве случаев не представляется возможным ни с финансовой, ни с организационной точки зрения. В этом случае на помощь приходят новые формы организации учебного процесса без отрыва от работы, в том числе Е-learning.

Почему E-learning расценивается в качестве инструмента корпоративной культуры?Системы e-learning для обучения и развития персонала.

E-learning – это современная система дистанционного обучения, в которой активно задействованы различные Интернет-технологии (информационные, мультимедийные и телекоммуникационные).

Задания и обучающие материалы сотрудник получает в электронном виде, общение с преподавателем также происходит удаленно, при помощи современных инструментов Интернет-коммуникаций (электронная почта, скайп, Интернет, Интранет и пр.)

Общение может происходить в форме переписки, видеоконференций, деловых игр, моделирования ситуации. Система дистанционного обучения может включать в себя различные курсы и тренинги, имеющие обучающую, психологическую или коммуникационную направленность.

Для контроля уровня полученных знаний и степени освоения учебного материала также используются различные электронные инструменты (тесты, контрольные задания и пр.)

Сегодня E-learning – это, прежде всего, эффективное программное обеспечение, позволяющее решить задачи конкретной компании с минимальными временными и финансовыми затратами, обучив всех или отдельных сотрудников новым технологиям и навыкам. Дополнительно это:

  • действенный инструмент внутрикорпоративных коммуникаций;
  • способ продвижения корпоративных ценностей, целей и задач, стоящих перед компанией.

Активное участие в обучающем процессе позволяет как можно шире вовлечь сотрудников в дела компании, способствует развитию здоровой конкуренции и укреплению корпоративного духа.

Е-learning, как центральное звено системы дистанционного обучения, является не только инструментом для организации процесса обучения и контроля его эффективности, но и хранилищем всех баз данных компании.

Читайте также:  Какие условия предоставления ипотеки?

В этом случае среда E-Learning расширяется приложениями для коллективной работы, становясь одним из важнейших инструментов ежедневного управления деятельности компании.

Ранжируя допуск сотрудников к тому или иному учебному контенту, руководство компании выстраивает четкую иерархическую лестницу, в которой каждый сотрудник знает свои права, обязанности и пределы компетенции.

Таким образом, выступая в качестве инструмента корпоративной культуры, E-learning:

  • организует взаимодействие между всеми участниками дистанционного обучения;
  • выполняет функции электронной библиотеки (хранилища баз данных), необходимых сотрудникам не только в ходе обучения, но и при исполнении своих должностных обязанностей;
  • улучшает навыки командной работы, поскольку позволяет подключить к выполнению одного задания нескольких ответственных лиц;
  • позволяет оценить вклад того или иного сотрудника в решение общей проблемы, что в дальнейшем может расцениваться в качестве критериев оценки уровня его профессионализма и перспектив продвижения по карьерной лестнице.

Применение e-learning для обучения персонала

То как работает компания в большой степени зависит от квалификации персонала. Для повышения производительности труда, улучшения деловой и профессиональной репутации фирмы руководители организуют обучение сотрудников.

С точки зрения удобства, эффективности и стоимости оптимальная форма подготовки это электронное обучение (или другое название e-learning). Современное состояние дистанционного образования позволяют обучать сотрудников без отрыва от рабочего процесса, проводить периодический контроль знаний и навыков, повышать квалификацию.

Электронное обучение используется в разных отраслях производства, сфере обслуживания и коммерции, в разных форматах, удобных для достижения конкретных целей. С его помощью выполняются задачи подготовки и повышения квалификации для сотрудников на конкретных должностях, тестирования, аттестации и подтверждения квалификации.

Обучение конкретных должностных групп активно применяется для управленческих специальностей. Сложные кейсы, симуляции, учебные программы e-learning используются на рабочем месте обособленно для специалистов среднего и высшего уровня.

Читайте также:  Узнаем, что такое стартап

Финансовые и сервисные организации, в зависимости от специфики работы, могут использовать исключительно дистанционное обучение для массовых должностей, таких как операционисты, сотрудники первой линии техподдержки и других.

Аттестация и тестирование – специализация e-learning, направленная на регулярное подтверждение уровня подготовки, квалификации, отборочно-конкурсные наборы персонала.

Проверочные формы e-learning актуальны для сферы энергетики, строительства, недропользования, кадровых агентств, где в соответствии с требованиями необходимо корпоративное тестирование.

Наиболее часто в компаниях встречается смешанное обучение , эффективно объединяющее очное и удаленное обучение персонала. Смешанный метод реализуется различными способами: например, в виде ознакомления с общей теорией перед очными занятиями или в виде закрепления знаний после теоретических занятий с применением тестирования, проверочного кейса, симуляции с программным обеспечением.

E-learning, как самодостаточная система корпоративного обучения, – наиболее интенсивная форма, включающая в себя все возможные методы: взаимодействие обучаемых, вовлекающие элементы, комплексные материалы, мотивационные элементы, тестирование, освоение нового материала.

С помощью этого метода продуктивно осуществляется развитие сотрудника от начальной до вышестоящей должности. В качестве центрального инструмента используются корпоративные порталы, на которых объединяются все обучающие аспекты.

Форматы электронного обучения для различных должностей

Формат электронного обучения можно выбрать в зависимости от должностей, которые занимают обучаемые лица. Интерактивный формат является оптимальным для обучения лиц, занятых строго регламентированной деятельностью (точные инструкции, строгая последовательность рабочих операций, профессиональные правила).

К таким должностям относятся кассиры, операционисты, обслуживающий персонал машин и станков с механическими операциями. Для этой категории обучаемых удобно получение необходимой информации, тестирование на знание должностных инструкций, правил техники безопасности и других требований.

Электронные курсы, проводимые параллельно с практическими занятиями с наставником, удобны для должностей с большой вариативностью деятельности. Такое комплексное обучение позволяет эффективно усваивать теоретический материал и подкреплять его практическими навыками. Такой формат подходит для менеджеров, инструкторов, работников сферы обслуживания и сервиса.

Читайте также:  Как защищаются права акционера?

Формат вводного курса в историю и миссию компании удобен для стажеров и новых сотрудников, занимающих любые должности. Вводный ознакомительный курс преподносится в форме интерактивной презентации, дает представление о компании в целом в процессе первичного обучения.

Популярные виды электронного обучения

Электронное обучение представлено на рынке различными видами и направлениями. У каждого вида есть как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому приоритетный выбор требует тщательного анализа эффективности применения.

Для повышения квалификации сотрудников по отдельным направлениям существуют общедоступные сервисы, например, лекции Academic Earth, Интуит, Stepic, Coursera и другие платформы. В сервисе Coursera предусмотрено обучение на курсах разной продолжительности.

В программу курсов входят регулярные упражнения, тесты, текстовые конспекты, видеолекции с субтитрами, домашние задания. Для проверки полученных знаний в большинстве курсов есть итоговые экзамены. Такое обучение эффективно повышает знания по конкретным предметам.

Но этот сервис платный, и если нужно обучить много сотрудников, затраты могут быть существенными. Среди готовых продуктов имеются также тематические электронные курсы, сформированные под различные системы дистанционного обучения. Например, курсы по ведению бухгалтерского учета, менеджмента, программным продуктам Microsoft, 1С и другие.

Условия деятельности конкретных компаний требуют максимальной персонализации для обучения сотрудников. При индивидуальной разработке электронных курсов под заказ, например в компании ЦРММ, учитывается специфика каждой компании, численный состав коллектива, структура и другие факторы. Такая система более эффективна чем неспециализированные учебные программы.

Обучать персонал с применением дистанционных и электронных технологий выгодно с точки зрения экономии времени и средств, формирования квалифицированных кадровых составов, обеспечения достойной репутации компании.

Ссылка на основную публикацию