Какие методы управления конфликтами?

Управление конфликтами – то процесс контролирования конфликта самими участниками или внешними силами (общественными институтами, властью, специальными лицами).

Основной целью управления конфликтами является их разрешение.

Принципы и способы управления конфликтами

Принципы управления конфликтами:

  • прежде чем вступать в конфликт крайне важно ответить себе на следующие вопросы:
  • а) насколько сильно Вам крайне важно разрешение возникшего противоречия;
  • б) нет ли мирных путей его решения;
  • в) сможете ли Вы активно отстаивать свои интересы и как долго это может длиться;
  • г) если конфликт затяжной, то, как долго Вы сможете жить и работать в психотравмирующей ситуации;
  • полный отказ от самозащиты, поскольку это мешает заметить изменения, происходящие с Вашим оппонентом;
  • владение навыками эмоционального саморегулирования;
  • локализация конфликта;
  • взятие инициативы по управлению конфликтом в свои руки.

Факторы, детерминирующие управляемость конфликтов:

  • характер проблемы (степень решаемости, жесткость и величина);
  • характеристика конфликтующих сторон (атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личная конкурентная или кооперативная направленность, способность к генерированию альтернативных идей, интеллект, гендерные и этнические особенности, толерантность);
  • степень сходства и различия между конфликтующими сторонами;
  • факторы ситуации (позиции третьей стороны);
  • навыки управления конфликтами (коммуникативные навыки и навыки принятия решений);
  • стратегии управления конфликтами.

Рассмотрим основные способы управления конфликтами:

  1. Профилактика конфликтов включает в себя: сильный авторитет руководителя, правильную организацию труда и оплаты, кадровую политику (ротация кадров), прогнозирование конфликтов на основании анализа существующих в организации проблем и противоречий, своевременное вмешательство в разрешение противоречий.
  2. С целью предупреждения конфликтов рекомендуется использовать следующие технологии:
    • изменение целевых установок конфликтантов включает в себя практическую эмпатию (вхождение в положение партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовность помочь), сохранение репутации партнера (уважительное отношение), демонстрация согласия, не разделение заслуг (убирается зависть, обида друг на друга), исключение подчеркивания различий между партнерами, использование приемов психологического поглаживания;
    • использование приемов воздействия на поведение оппонента (Дж.Бактер, Т. Фабло) включает в себя тактики давления (предъявление требований, указаний, приказов), тактику демонстративных действий (привлечение внимания окружающих к конфликту), санкционирование (наложение запрета на агрессивные действия по отношению друг к другу, блокирование чего-либо), тактика коалиций (усиление своего ранга в конфликте путем объединения с кем-то), тактика фиксации своей позиции (использование логики для усиления своей позиции – убеждение, просьбы, критика), тактики дружелюбия (корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрация готовности решать проблему), тактики сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками).
Читайте также:  Способы того, как управлять подчинёнными

Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах.

От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Для предупреждения конфликта необходимо уметь:

  • определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт;
  • понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты;
  • проявлять терпимость к инакомыслию;
  • заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности;
  • управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.
  • быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.
  • общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.
  • сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.

Конечно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте, исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.

Ссылка на основную публикацию