Управление конфликтами – то процесс контролирования конфликта самими участниками или внешними силами (общественными институтами, властью, специальными лицами).
Основной целью управления конфликтами является их разрешение.
Принципы и способы управления конфликтами
Принципы управления конфликтами:
- прежде чем вступать в конфликт крайне важно ответить себе на следующие вопросы:
- а) насколько сильно Вам крайне важно разрешение возникшего противоречия;
- б) нет ли мирных путей его решения;
- в) сможете ли Вы активно отстаивать свои интересы и как долго это может длиться;
- г) если конфликт затяжной, то, как долго Вы сможете жить и работать в психотравмирующей ситуации;
- полный отказ от самозащиты, поскольку это мешает заметить изменения, происходящие с Вашим оппонентом;
- владение навыками эмоционального саморегулирования;
- локализация конфликта;
- взятие инициативы по управлению конфликтом в свои руки.
Факторы, детерминирующие управляемость конфликтов:
- характер проблемы (степень решаемости, жесткость и величина);
- характеристика конфликтующих сторон (атрибутивные тенденции, потребность во власти и контроле, личная конкурентная или кооперативная направленность, способность к генерированию альтернативных идей, интеллект, гендерные и этнические особенности, толерантность);
- степень сходства и различия между конфликтующими сторонами;
- факторы ситуации (позиции третьей стороны);
- навыки управления конфликтами (коммуникативные навыки и навыки принятия решений);
- стратегии управления конфликтами.
Рассмотрим основные способы управления конфликтами:
- Профилактика конфликтов включает в себя: сильный авторитет руководителя, правильную организацию труда и оплаты, кадровую политику (ротация кадров), прогнозирование конфликтов на основании анализа существующих в организации проблем и противоречий, своевременное вмешательство в разрешение противоречий.
- С целью предупреждения конфликтов рекомендуется использовать следующие технологии:
- изменение целевых установок конфликтантов включает в себя практическую эмпатию (вхождение в положение партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия ему и готовность помочь), сохранение репутации партнера (уважительное отношение), демонстрация согласия, не разделение заслуг (убирается зависть, обида друг на друга), исключение подчеркивания различий между партнерами, использование приемов психологического поглаживания;
- использование приемов воздействия на поведение оппонента (Дж.Бактер, Т. Фабло) включает в себя тактики давления (предъявление требований, указаний, приказов), тактику демонстративных действий (привлечение внимания окружающих к конфликту), санкционирование (наложение запрета на агрессивные действия по отношению друг к другу, блокирование чего-либо), тактика коалиций (усиление своего ранга в конфликте путем объединения с кем-то), тактика фиксации своей позиции (использование логики для усиления своей позиции – убеждение, просьбы, критика), тактики дружелюбия (корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрация готовности решать проблему), тактики сделок (взаимный обмен благами, обещаниями, уступками).
Для грамотного общения необходимы не только приемы предупреждения конфликтов, но и необходимо чувствовать, когда именно нужно применять эти приемы, в какой ситуации, с кем и при каких обстоятельствах.
От умения правильно сориентироваться и применить нужный прием зависит атмосфера общения с людьми. Это умение является основным условием бесконфликтного взаимодействия. Для предупреждения конфликта необходимо уметь:
- определить, что общение стало предконфликтным, и «вернуться» из предконфликтной ситуации к нормальному взаимодействию, а не пойти на конфликт;
- понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты;
- проявлять терпимость к инакомыслию;
- заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности;
- управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.
- быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежания или уступки.
- общаться с людьми, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению.
- сохранять конструктивные способы взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.
Конечно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте, исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта.