Какие основные типы подчиненных?

Существуют самые различные классификации работников организации. С точки зрения отношения к окружающей действительности А. Харрисон и Р. Брэмсон выделяют следующие их типы.

Аналитики логичны, методичны, продумывают детали, не любят ошибок, спешки и риска, неопределенности. Они предпочитают работать в одиночку, опираясь на цифры, документы и инструкции.

Основные типы подчиненных

Общение с ними требует деловитости, глубоких знаний, профессионализма, логической аргументации. Аналитиков целесообразно использовать для работы над особо важными проектами и вариантами ответственных решений, а также при обработке больших массивов данных.

Прагматики самостоятельны, умеют рисковать, предпочитают решать текущие проблемы и получать конкретные результаты. Они легко осваивают новые методы работы, успешно действуют в нестандартных условиях, в цейтноте или кризисной ситуации, когда отсутствуют готовые рецепты. В то же время они тяготятся деталями, монотонной, кропотливой деятельностью.

Реалисты активны, работоспособны, дисциплинированны, стремятся к контролю над ситуацией и людьми, методично вникают в мелочи, всегда имеют свое мнение. Сочетая качества прагматиков и аналитиков, реалисты умеют организовывать и увлекать окружающих, улаживать конфликты, давать советы. Они незаменимы при организации нового дела.

Критики не признают авторитетов, никому не подчиняются, любят экспериментировать, анализировать, выявлять ошибки, недостатки и предсказывать будущие проблемы. Критики полезны при прогнозировании, разработке планов и стратегий. Однако они не могут работать в конфликтных ситуациях и при проведении переговоров.

Идеалисты демократичны, требовательны к себе и другим, стремятся помочь людям, повлиять на них личным примером.

Из-за мягкости характера они не в состоянии принимать ответственные решения, действовать в критических ситуациях, но эффективны как эмоциональные лидеры, особенно на этапе становления коллектива и в переломные периоды его жизни, когда нужно консолидировать участников, а также при улаживании конфликтов.

В соответствии с вкладом в результаты деятельности организации вьщеляют следующие категории подчиненных:

  • решающие все плановые задачи и достигающие результатов;
  • выполняющие добросовестно основные обязанности;
  • неспособные выполнить большую часть обязанностей;
  • ненужные работники.

С точки зрения особенностей поведения вьщеляются следующие типы подчиненных.

  1. Самостоятельные независимо мыслят и стремятся к поиску новых творческих решений, смело отстаивают свои взгляды и при выполнении распоряжений проявляют инициативу, нередко выходя за предписанные рамки, и, вступая в конфликт, способны решать задачи повышенной сложности и полностью отвечать за порученную работу.
  2. Осторожные нацелены на запланированный результат и не выходят за пределы заданий, хотя иногда высказывают собственное мнение и отстаивают свою позицию.
  3. Добросовестные ориентированы на глубокий анализ обстановки, но из-за робости не всегда могут изложить свое понимание ситуации и представление о необходимых действиях, при несогласии не настаивают на своем, а снижают трудовую активность, что нередко порождает у них внутренний конфликт.
Читайте также:  Методы того, как управлять коллективом

Терпеливые безропотно воспринимают любые задания и пунктуально их выполняют, во всем доверяют руководителям, считая, что те все знают лучше.

Исходя из таких параметров, как ориентация на работу или на безделье, безопасность или риск, выделяются предприниматели, труженики, авантюристы и безразличные (приведенные в таблице процентные значения определены на основе социологических исследований).

Типы подчиненных

Для успешного руководства любым коллективом необходимо знать основные типы подчиненных. Существует множество различных классификаций сотрудников, от самых простых до предельно заумных. Мне хочется предложить читателем собственную типологию подчиненных, составленную на основе жизненного опыта и личных наблюдений.

Первый элемент в нашей конструкции — «трудоголик». Этот тип подчиненного чувствует себя без дела, как рыба на суше. Он должен быть постоянно загружен различными поручениями. «Трудоголик» не торопится домой, сам процесс работы доставляет ему удовлетворение.

Этот тип можно условно разделить на два подтипа: «спокойный» и «рвущийся вперед». Представитель второго подтипа постоянно хочет быть на острие атаки и принимать участие во всех проектах сразу. Не успеет руководитель обозначить задачу, как «рвущийся вперед» уже готов ее решить.

На мой взгляд, этот тип подчиненного не является проблемным для руководителя, в особенности, если «трудоголика» периодически поощрять.

Вторым типом является «творческая личность». Этого подчиненного нельзя заваливать монотонной и рутинной работой. Руководителю необходимо только обозначать задачу, а детали и пути решения «творческая личность» наилучшим образом выберет самостоятельно.

По возможности не надо ограничивать подчиненного этого типа какими-либо рамками. В отношениях с ним нет места шаблонам и наработанным схемам. Жесткий стиль руководства и чрезмерное давление заставит «творческую личность» искать другую компанию.

Этот сотрудник необходим, если на предприятии или в отделе происходят различные перемены. Третий тип подчиненного – «карьерист». Он готов взяться за любую работу, если будет считать ее определенной ступенькой для карьерного роста. Отношения в коллективе строит на выгодной для себя основе.

Читайте также:  Рекомендации о том, как управлять персоналом

Представитель этого типа все рассматривает сквозь призму личного успеха и движения вверх. Даже свободное от работы время он использует как подспорье в карьере. Руководителю с таким подчиненным необходимо вести себя подчеркнуто вежливо и уверенно. Однако нужно быть готовым к любым неожиданностям.

Следующий тип подчиненного — «нытик», или «критик». Он всегда в большей или меньшей степени недоволен окладом, руководством, порученной работой, качеством пищи в ближайшем кафе и так далее. Этот сотрудник обычно всегда устал, не выспался, болен и тому подобное.

Руководителю необходимо быстро, но деликатно прерывать неконструктивную критику подчиненного этого типа, предлагать ему формулировать собственные, но только реалистичные идеи. Как правило, «нытик» не сможет их предложить.

С этим сотрудником необходимо строить взаимоотношения, основываясь на фактах и максимальной конкретике, по возможности давать задания, рассчитанные на небольшие отрезки времени. Не выполнил в срок — наказать, но не сурово.

Нельзя поручать «нытику» сразу большой объем работы, но он должен быть постоянно занят полезным трудом на благо своего предприятия.

Пятый тип подчиненного – «разгильдяй». На работу он приходит не всегда и с опозданием. С ним постоянно что-то происходит: то простуда «с температурой под сорок», то дорожное происшествие — и «машина в лепешку»… Работу представитель этого типа рассматривает как временное неудобство.

Его внешний вид либо неопрятен, либо излишне экстравагантен. Поручения он если и выполняет, то с серьезными изъянами. Сидя за рабочим столом, обычно путешествует по Всемирной паутине. На мой взгляд, если «разгильдяй» не способен качественно и в срок выполнять простые и предельно четкие задания, то его лучше уволить.

Следующий тип — «формалист» Представитель этого типа выполнит порученное задание строго в тех границах, которые ему обозначил руководитель. В рабочее время не «горит», а «тлеет». Инициативы от него не исходит. Опаздывать не любит, но и задержаться не считает нужным, даже если работу не доделал.

Читайте также:  Как происходит адаптация новых сотрудников?

С коллегами строит спокойные, ровные отношения, как правило, не переходящие в товарищеские. Он абсолютно равнодушен к успехам и неудачам компании, если это не отражается на его кошельке. Такой работник легко переходит трудиться на другое предприятие, но без необходимости делать этого не будет.

«Формалист» равнодушен к моральным поощрениям. Если его повысили по служебной лестнице, то он первым делом спросит о величине нового оклада.

Руководителю в работе с этим сотрудником лучше придерживаться такой же тактике формальных взаимоотношений, рассматривать его как высокоинтеллектуальный и безотказный автомат. Седьмой тип подчиненного – «специалист». Он знает и любит свое дело. Многих коллег считает дилетантами.

«Специалист» часто увлекается процессом работы, деталями и технологиями, забывая о конечном результате – «за деревьями леса не видит». Руководитель должен деликатно направить его в нужное русло.

Задания этому сотруднику нужно давать сложные и по возможности творческие, однако при необходимости он справится и с большим объемом рутинной работы.

Шаг за шагом мы добрались до восьмого типа подчиненного. Это «дилетант», или «случайный человек». Данный сотрудник оказывается на своей должности с помощью различных знакомых или родственников, а иногда — в результате недобросовестной работы отдела кадров.

Поскольку он не в состоянии выполнить сложные и узкопрофессиональные задания, то ему необходимо давать понятные поручения общего характера. Степень их постепенного усложнения зависит от быстроты обучаемости сотрудника и его стремления к самосовершенствованию.

Обычно он не проявляет большого рвения к работе и является временным явлением в коллективе. Выше кратко описаны, на мой взгляд, основные типы подчиненных. В рамках небольшой статьи невозможно более подробно развернуть данную тему, о которой написаны научные труды и толстые книги.

Но даже в таком сжатом виде данный материал можно творчески применять в повседневной деятельности. В заключение необходимо отметить, что все типы, представленные в статье, в жизни обычно не встречаются «в чистом виде», а замысловато переплетаются в различных вариантах.

Ссылка на основную публикацию