Как выбрать тренинговую компанию и оценить ее эффективность? http://upravlenie1.ru
Как выбрать тренинговую компанию и оценить ее эффективность?

Сейчас многие организации понимают необходимость проведения обучения, тренингов, семинаров. Даже в крупных компаниях, где есть внутренние  тренеры, периодически возникает необходимость в привлечении внешних специалистов. Соответственно, на рынке тренинговых услуг за последние 10 лет возникло бесчисленное количество предложений. На что же обращать внимание при выборе тренинговых компаний?Здесь нет абсолютно четкого ответа. Давайте разберем те моменты, над которыми стоит поразмышлять, взвесить все за и против, чтобы выбрать действительно подходящего поставщика тренинговых услуг.

  • Есть мнение, что важен размер компании. Как правило, нет. Есть мелкие тренинговые компании с одним-двумя профессиональными тренерами. И размер компании не говорит об опыте тренеров. Есть крупные тренинговые компании, где наряду с тренерами-звездами, работают еще неизвестные специалисты. Их неизвестность ни в коем случае не связана напрямую с профессионализмом, однако собрать о них информацию бывает достаточно сложно. Что касается тренеров-звёзд – то они представлены, чаще всего, сразу в нескольких тренинговых компаниях.
  • Срок существования тренинговой компании на рынке. Аналогично размеру компании – более важен срок существования тренеров в своей профессии. Поэтому да, вызовут сомнение компании, появившиеся пару месяцев назад. А вот если компания существует 2 года или 10 лет, то срок – далеко не главный критерии.
  • Состав тренеров. Действительно важный параметр. Поскольку тренинг – услуга интеллектуальная и требующая психологической базы, как минимум,  в области управления групповой динамикой – личность тренера важна. Конечно, тренинг тренингу рознь. Если мы говорим о тренировке навыка методом повторений, дрессировки – то здесь приоритетнее технология, нежели мастерство тренера/ инструктора. Если под словом тренинг подразумевается семинар с парой практических заданий – то можно рассчитывать на успешное его проведение тренером, так скажем, «среднего класса». Если же это полноценный тренинг, предполагающий активные способы обучения, рефлексию, необходимость «вытащить проблему на поверхность» и разобрать ее, затронуть личностные качества сотрудника, придать мотивирующий эффект и направить мысли сотрудников на решение бизнес-задач – имеет смысл искать именно тренера, а не рассматривать тренинговую компанию в целом.
  • Перечень клиентов. Конечно, большой перечень клиентов говорит об опыте работы компании с различными заказчиками, а так же о том, что тренинговая компания хорошо продвигает свои услуги. Говоря об этом параметре важно  понимать, что перечень клиентов может быть просто набором тех клиентов, которых тренировали  те тренеры, которые «числятся» в данной тренинговой компании (возвращаясь к вопросу о том, что «тренеры-звёзды» представлены часто в нескольких компаниях). Поэтому, проводя переговоры с тренинговой компанией можно уточнять: «А вот у вас в списке клиентов фирма «ABC» - а кто именно их тренировал?». И еще, заказчики из сегмента малого бизнеса часто не обращаются в тренинговые компании, в числе клиентов которых указаны производственные и торговые «бизнес-монстры», мол «не наш уровень». А зря, опыт больших структурированных компаний можно легко перенести на малый бизнес, при этом при разумных бюджетах (всегда есть возможность договориться).
  • Итак, говоря о выборе тренинговой компании и предварительной оценке ее эффективности, наверно правильнее говорить не о хорошей или плохой компании, а о подходящей или не подходящей компании в данный момент, под решение данных задач, на данном этапе развития вашего бизнеса. И только соотношение,  сочетание нескольких параметров позволит вам выбрать соответствующую тренинговую компанию. Кроме того, всегда общайтесь с тренером лично ДО тренинга, обсуждайте задачи. Такая беседа/консультация должна быть бесплатной! Ведь это часть работы тренера – выстроить тренинговую программу под ваши бизнес- задачи!
    • Отзывы от организаций-клиентов. Насколько релевантны эти отзывы? Если мы говорим про отзывы на сайте, конечно, каждый скажет, что написать можно что угодно… Планируя дорогостоящее обучение в компании имеет смысл собрать личные отзывы. Обычно компании-клиенты не отказываются делиться информацией. Но и здесь стоит внимательно отнестись к информации. Если вы запрашиваете отзывы, важно понимать, что отзыв должен дать человек: 1)который сам присутствовал на проводимом тренинге и 2)который четко понимает с какой целью этот тренинг проводился (т.е. может рассуждать об эффективности тренинга на уровне результата, а не на уровне «понравилось – не понравилось»). В остальных случаях это будет оценка мнений других людей – слишком субъективно, чтобы делать выводы.  Кто-то из вежливости не расскажет о недостатках тренинга; кто-то ожидал, что придет тренер, накормит «волшебными таблетками» и бизнес расцветёт, а оказалось самим работать надо (перекладывание управленческой ответственности на тренера) и т.д. То есть, собирая отзывы, подготовьте 2-3- 4 конкретных вопроса, интересующих именно вас, например, «какие навыки после тренинга действительно стали применяться в работе?», «что в тренинге было действительно интересно и полезно именно для вас?» и т.д. Такие вопросы помогут, в том числе, составить представление о профессионализме тренера.
    • Способность тренинговой компании решать задачи, которые стоят перед фирмой-заказчиком. Профессионализм как раз и заключается в индивидуальном подходе. Любая уважающая себя тренинговая компания соберет конкретный запрос, узнает потребности заказчика, возможно, предложит встречу с тренером (лично или дистанционно). Нет стандартных тренинговых программ, которые бы одинаково подходили под решение задач разных компаний. Даже если 80% программы остается неизменной, то 20% корректируется под задачи компании. Причем иногда эта корректива должна быть импровизирована в ходе тренинга, если вскрываются те ключевые моменты, которые не были оговорены заранее, но которые критичны для решения бизнес-задач.
К СПИСКУ СТАТЕЙ