Тест Кэттела http://upravlenie1.ru
Тест Кэттела
(16PFBопросник)
Многофакторный опросник личности опубликован Р. Б. Кэттелом в 1949 г. и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
В настоящее время различные формы 16PF_опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Б. Кэттел называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов — мотивов, потребностей, интересов, ценностей — требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.
Мы приводим сокращенный вариант опросника, который следует использовать в условиях дефицита времени.
Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального ключа. Совпадение с ключом ответов «а» и «с» оценивается 2 баллами, совпадение ответов «в» — 1 баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В — здесь любое совпадение ответа с ключом дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору — 12 баллов, по фактору В — 8 баллов, минимальная — 0 баллов.

Инструкция

Перед вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности.
Здесь не может быть ответов правильных или ошибочных. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов.
Отвечая на каждый вопрос, вы должны выбрать 1 из 3 предлагаемых вам ответов — тот, который в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя — ответу «в», а клеточка справа — ответу «с»).
В самом вопроснике ничего не пишите и не подчеркивайте!
Если вам что-нибудь неясно, спросите экспериментатора. Когда будете отвечать на вопросы, все время помните 4 следующих правила.
1. Не нужно много времени тратить на обдумывание ответов. Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову.
Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить среднюю, наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ.
Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5—6 вопросов за 1 мин. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин.
2. Старайтесь не прибегать слишком часто к промежуточным, неопределенным ответам типа «не знаю», «нечто среднее» и т. п.
3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская.
Возможно, некоторые вопросы окажутся для вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но вы можете быть уверены, что ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального ключа, который находится у экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
4. Отвечайте честно и искренне.
Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае:
1) вы сможете лучше узнать себя;
2) очень поможете нам в нашей работе (заранее благодарим вас за помощь в отработке методики).
Просим: не переворачивайте страницу, пока не получите разрешения.

Тесты опросника

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.
а) Да,    в) трудно сказать,     с) нет.
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.
а) Да,    в) иногда,    с) нет.
3. Если бы я сказал, что небо находится “внизу” и что зимой “жар­ко”, я должен был бы назвать преступника:
а) бандитом,       в) святым,       с) тучей.
4. Когда я ложусь слал”, я засыпаю:
а) быстро,         в) нечто среднее,     с) с трудам.
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:      а) пропустить вперед большинство машин, в) не знаю, с) обогнать все идущие впереди машины.
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать вся­кие истории.
а) Да,              в) иногда,        с) нет.
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспо­рядка.
а) Верно,           в) трудно сказать,      с) неверно.
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несом­ненно, рады меня видеть.      а) Да,              в) иногда,        с) нет.
9. Я бы скорее занимался:
а) фехтованием и танцами, в) затрудняюсь сказать, с) борьбой и баскетболом.
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.
а) Да,              в) иногда,        с) нет.
11. Читая о каком-то происшествии, я интересуюсь всеми подроб­ностями.
а) Всегда,         в) иногда,       с) редко.
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.
а) Верно,          в) не знаю,       с) неверно.
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, могу быстро забыть об этом.
а) Верно,          в) не знаю,       с) неверно.
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполне­нии какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.
а) Верно,          в) не знаю,       с) неверно.
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это само­стоятельно, без чьей-либо помощи.
а) Верно,          в) иногда,        с) неверно.
16. Думаю, что я менее чувствительный и легко возбудимый, чем большинство людей.
а) Верно,  в) затрудняюсь ответить,   с) неверно.
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решение.
а) Верно,          в) не знаю,       с) неверно.
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникает чувство раз­дражения к родителям.
а) Да,              в) не знаю,       с) нет.
19. Я скорее рассказал бы свои сокровенные мысли:
а) моим хорошим друзьям,            в) не знаю,    с) в своем дневнике.
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову “неточ­ный”, это:
а) небрежный, в) тщательный, с) приблизительный.
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.
а) Да,      в) трудно сказать,         с) нет.
22. Меня больше раздражают люди, которые:
а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску,             в) затрудняюсь ответить,
с) создают неудобства для меня, опаздывая на условлен­ную встречу.
 
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
а) Верно,          в) не знаю,       с) нет.
24. Я думаю, что:
а) не все надо делать одинаково тщательно,     в) затрудняюсь сказать,
с) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись.
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
а) Да,             в) возможно,     с) нет.
26. Мои друзья чаще:
а) советуются со мной,        в) делают то и другое поровну,      с) дают советы.
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочи­таю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.
а) Да,             в) иногда,        с) нет.
28. Мне нравится друг:
а) интересы которого имеют деловой и практический характер,        в) не знаю,
с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь.
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я верю.
а) Верно,  в) затрудняюсь ответить,   с) неверно.
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.
а) Да,          в) не знаю,           с) нет.
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы,           в) трудно сказать,     с) играть в городки.
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.
а) Да,              в) не знаю,       с) нет.
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается мень­ше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.
а) Да,      в) трудно сказать,         с) нет.
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда это мне необходимо.
а) Да,              в) иногда,        с) нет.
35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.
а) Да,              в) иногда,        с) нет.
36. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве, в) трудно сказать, с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.
 
37. Какое слово не связано с двумя другими?
а) Луна,            в) воздух,         с) солнце.
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня,            в) нечто среднее,     с) не беспокоит меня совершенно.
39. Если бы у меня было много денег, то я:
а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти, в) не знаю,
с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.
40. Худшее наказание для меня:
а) тяжелая работа,   в) не знаю,    с) быть запертым в одиночестве.
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.
а) Да,              в) иногда,        с) нет.
42. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил оставаться один, в) не знаю,    с) живым и подвижным.
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с раз­личными установками и машинами.
а) Да,              в) не знаю,       с) нет.
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко.
а) Да,  в) трудно сказать,         с) нет.
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.
а) Верно,        в) затрудняюсь ответить,    с) неверно.
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.
а) Верно,          в) не знаю,       с) неверно.
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.
а) Верно;           в) не знаю;       с) неверно.
48. В музыке я наслаждаюсь:
а) маршами в исполнении военных оркестров; в) не знаю;    с) скрипичными соло.
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
а) в деревне с одним или двумя друзьями;                   в) затрудняюсь сказать;
с) возглавляя группу в туристическом походе.
50. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишние;        в) трудно сказать;     с) не стоят этого.
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.
а) Верно;          в) не знаю;       с) неверно.
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела мелкими.
а) Всегда;          в) иногда;        с) редко.
53. Я предпочел бы работать:
а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людь­ми и все время быть среди них;          в) затрудняюсь ответить;        с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.
54. Дом так относится к комнате, как дерево к:
а) лесу;             в) растению;      с) листу.
55. То, что я делаю, у меня не получается:
а) редко;           в) иногда;        с) часто.
56. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть;   в) не знаю;    с) предпочитаю действовать наверняка.
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
а) Скорее всего это так; в) не знаю; с) думаю, что нет.
58. Мне больше нравится человек:
а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;                в) трудно сказать;
с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.
59. Я принимаю решение:
а) быстрее, чем многие люди;      в) не знаю;    с) медленнее, чем большинство людей.
60. На меня большее впечатление производят:
а) мастерство и изящество;            в) трудно сказать;     с) сила и мощь.
61. Я считаю себя человеком, склонным к сотрудничеству.
а) Да;       в) нечто среднее;        с) нет.
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.
а) Да,            в) не знаю,      с) нет.
63. Я предпочитаю:
а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;       в) затрудняюсь ответить;
с) советоваться с моими друзьями.
64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.
а) Верно;          в) не знаю;       с) неверно.
65. В школьные годы я получил больше всего знаний:
а) на уроках;        в) трудно сказать;                      с) читая книги.
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответ­ственности.
а) Верно;           в) иногда;        с) неверно.
67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а) заняться другим вопросом;                   в) затрудняюсь ответить;
с) еще раз попытаться решить этот вопрос.
68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гаев, приступы смеха и т.д. — без определенной причины.
а) Да;              в) иногда;        с) нет.
69. Иногда я соображаю уже, чем обычно.
а) Верно;          в) не знаю;       с) неверно.
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назна­чить встречу с ним в удобное для него время, даже если это немно­го неудобно для меня.
а) Да;              в) иногда;        с) нет.
71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 4, 0, 5, — будет:
а) 10;                 в) 5;                с) 7.
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.
а) Да,             в) не знаю,       с) нет.
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доста­вить официанту или официантке лишнее беспокойство:
а) Да;              в) иногда;        с) нет.
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
а) Верно;          в) трудно сказать, с) неверно.
75. На вечеринке мне нравится:
а) принимать участие в интересной беседе;                  в) затрудняюсь ответить;
с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому.
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его.
а) Да;              в) иногда;        с) нет.
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встре­титься с:
а) Колумбом;      в) не знаю;      с) Пушкиным.
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чу­жие дела.
а) Да;              в) иногда;        с) нет.
79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным.
а) Да;               в) трудно сказать;   с) нет.
80. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины;       в) не знаю;    с) быть кассиром.
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
а) сразу же думаю: “У него плохое настроение”;
в) не знаю;
с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения эти вопросов.
а) Да;              в) иногда;        с) нет.
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.
а) Да;              в) иногда;        с) нет.
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.
а) Верное          в) иногда;       с) неверно.
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей
а) Верно;          в) не знаю;       с) неверно.
86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной.
а) Верно;          в) иногда;       с) неверно.
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.
а) часто;           в) иногда;        с) никогда
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 60 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
а) отстают,        в) идут правильно; с) спешат.
89. Мне бывает скучно:
а) часто;           в) иногда;        с) редко
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригиналь­ным способом.
а) Верно;          в) иногда;        с) неверно.
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют.
а) Да,              в) не знаю,       с) нет.
92. Дома в свободное время я:
а) болтаю и отдыхаю;                     в) затрудняюсь ответить;
с) занимаюсь интересующими меня делами.
93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружеских от­ношений с новыми людьми.
а) Да;             в) иногда;       с) нет.
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также вы­разить прозой.
а) Да;              в) иногда;        с) нет.
 
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.
а) Да, в большинстве случае;         в) иногда;      с) нет.
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов.
а) Да;              в) иногда;        с) нет.
97. Я думаю, что было бы интереснее быть:
а) натуралистом и работать с растениями;         в) не знаю;    с) страховым агентом.
98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по отноше­нию к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т.д.
а) Да;            в) иногда;       с) нет.
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.
а) Да;             в) трудно сказать; с) нет.
100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть в команде или иметь партнера;
в) не знаю;
с) где каждый играет за себя.
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.
а) Да;             в) иногда;        с) нет.
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощу­щаю тревогу и страх.
а) Да;             в) иногда;        с) нет.
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуж­дение, так как на самом деле они мне не нравятся.
а) Да;             в) иногда;        с) нет.
104. Какое слово менее связано с двумя другими:
а) думать;          в) видеть;         с) сломать.
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
а) Двоюродным братом;     в) племянником;      с) дядей.

Интерпретация факторов

Фактор А — «замкнутость — общительность»
При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.
При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на любые события.
В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.
Фактор В — «интеллект»
При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления. При высоких оценках наблюдаются абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
Фактор С — «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость»
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия. При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление.
В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения.
Фактор Е — «подчиненность — доминантность»
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается
зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности.
При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.
Фактор F — «сдержанность — экспрессивность»
При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.
При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен, энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу.
В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.
Фактор G — «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения»
При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках наблюдаются осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.
В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение
и отношения человека.
Фактор Н — «робость — смелость»
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает
находиться в тени. Большому обществу он предпочитает 1—2 человек, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.
При высоких оценках человеку свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми.
Он склонен к риску, держится свободно, раскованно. В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.
Фактор I — «жесткость — чувствительность»
При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность,
реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. При высоких оценках наблюдаются мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к симпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.
Фактор L — «доверчивость — подозрительность»
При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.
При высоких оценках человек ревнив, завистлив, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.
В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.
Фактор М — «практичность — развитое воображение»
При низких оценках человек является практичным, добросовестным. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.
Фактор N — «прямолинейность — дипломатичность»
При низких оценках человеку свойственны прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения. При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
Фактор О — «уверенность в себе — тревожность»
При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.
Фактор Q1 — «консерватизм — радикализм»
При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.
При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.
Фактор Q2 — «конформизм — нонконформизм»
При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него часто отсутствует инициатива принятия решений.
При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако он не всегда доминантен, т. е., имея собственное мнение, он не стремится навязывать его окружающим.
Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.
Фактор Q3 — «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»
При низких оценках наблюдаются недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.
При высоких оценках — развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G)
этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения.
Фактор Q4 — «расслабленность — напряженность»
При низких оценках человеку свойственны расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.
Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.
Фактор МD — «адекватность самооценки»
Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки факторов.
1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1.
2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, O, Q3, Q4.
3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F,
E, Q2, N, L.
Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. Для качественной и прогностической интерпретации экспериментатору требуется некоторый опыт работы с методикой.

Бланк ответов теста Кеттелла (форма С, 105 вопросов)

  a b c     a b c     a b c     a b c     a b c     a b c     a b c    
1         18         35         52         69         86         103         Л
2         19         36         53         70         87         104         A
3         20         37         54         71         88         105         B
4         21         38         55         72         89                   C
5         22         39         56         73         90                   E
6         23         40         57         74         91                   F
7         24         41         58         75         92                   G
8         25         42         59         76         93                   H
9         26         43         60         77         94                   I
10         27         44         61         78         95                   L
11         28         45         62         79         96                   M
12         29         46         63         80         97                   N
13         30         47         64         81         98                   O
14         31         48         65         82         99                   Q1
15         32         49         66         83         100                   Q2
16         33  

 
                                                       
 
 

 

Ключ к тесту Кеттелла (форма С, 105 вопросов)

  a b c     a b c     a b c     a b c     a b c     a b c     a b c    
1 2 1 Л   18 Л 1 2   35 Л 1 2   52 2 1 Л   69 Л 1 2   86 Л 1 2   103 Л 1 2   Л
2 A 1 2   19 2 1 A   36 A 1 2   53 2 1 A   70 2 1 A   87 A 1 2   104 1 2 A   A
3   1 B   20   B 1   37   1 B   54   B 1   71 1 B     88 B 1     105 B 1     B
4 2 1 C   21 2 1 C   38 G 1 2   55 2 1 C   72 C 1 2   89 C 1 2             C
5 E 1 2   22 E 1 2   39 E 1 2   56 2 1 E   73 E 1 2   90 2 1 E             E
6 F 1 2   23 2 1 F   40 F 1 2   57 2 1 F   74 2 1 F   91 F 1 2             F
7 2 1 G   24 G 1 2   41 2 1 G   58 G 1 2   75 2 1 G   92 G 1 2             G
8 2 1 H   25 H 1 2   42 H 1 2   59 2 1 H   76 2 1 H   93 H 1 2             H
9 2 1 I   26 2 1 I   43 I 1 2   60 2 1 I   77 I 1 2   94 I 1 2             I
10 2 1 L   27 L 1 2   44 L 1 2   61 L 1 2   78 2 1 L   95 2 1 L             L
11 M 1 2   28 M 1 2   45 2 1 M   62 2 1 M   79 2 1 M   96 M 1 2             M
12 N 1 2   29 N 1 2   46 2 1 N   63 2 1 N   80 N 1 2   97 N 1 2             N
13 O 1 2   30 2 1 O   47 O 1 2   64 2 1 O   81 O 1 2   98 2 1 O             O
14 2 1 Q1   31 2 1 Q1   48 Q1 1 2   65 Q1 1 2   82 Q1 1 2   99 2 1 Q1              
 
 
 
 
 
К СПИСКУ СТАТЕЙ